СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
И УПРАВЛЕНИЕ
Алияров Б.К. профессор, академик НАН РК, лауреат государственной премии, д.т.н.,
об авторе: опыт по руководству Казахским НИИ Энергетики имени академика Ш.Чокина (более 15 лет), руководство и владение объектами энергетики в г. Алматы (более 5 лет), руководство научными организациями в АО «Казахстан темир жолы (7 лет), крупнейшим заводом по ремонту пассажирских вагонов (около 4 лет).
Научные исследования, выдвигаемые на государственное финансирование, по сути, состоят их трех направлений: гуманитарные, фундаментальные и технологические. При учете специфики каждого из этих направлений — необходимость наличия помещений и относительно дорогой и громоздкой аппаратуры (фундаментальные и технологические направления), необходимость создания представительного объекта (технологические исследования) и другие факторы, обеспечение помещением и доступом к источникам информации (гуманитарные науки) можно предположить следующее распределение общей государственной суммы финансирования между ними: 15% на гуманитарные исследования (они будут конкурировать между собой) 35% на фундаментальные исследования (они тоже будут конкурировать между собой) и 50% на технологические предложения (будут конкурировать между собой).
Дальнейшее распределение финансов для технологических предложений может быть следующим. Рассмотрение и отбор предложений может состоять из 5 этапов. При этом на каждый этап выделяется равная сумма (так делается на турнирах теннисистов – профессионалов), которая определяется разделением общей суммы грантов на намечаемое количество этапов. Однако эта равная сумма делится на каждом этапе на разное число предложений. При этом каждое предложение оплачивается на том этапе, на котором оно было отвергнуто.
На первом этапе будет большое количество предложений (соответственно каждый участник получит незначительную сумму),
Далее число предложений будет уменьшаться (соответственно каждый участник последующих этапов будет получать сумму побольше). На заключительном этапе — принятие Правительством решения о строительстве инновационного объекта по технологическому предложению, сохранится всего два предложения.
Возможные этапы рассмотрения технологических предложений
Этапы | Место рассмотрения | Объем финансирования | Результат рассмотрения |
1.отбор работ для начала экспертизы | МОН и НАН РК | Стоимость этапа, разделенная на количество предложений (не более 100), признанных оформленными в соответствии с требованиями грантового финансирования | Рекомендации по улучшению оформления отвергнутых работ. Распределение принятых работ для последующей экспертизы (по экспертным организациям) |
2.проведение подробной и квалифицированной экспертизы | Диссертационные советы, отделения НАН РК, эксперты | Оплата услуги экспертизы (50% от стоимости этапа). Оплата отвергнутых предложений по стоимости, оставшиейся после оплаты услуг иэкспертизы | Рекомендации по улучшению представления отвергнутых работ. Рекомендация предложений для обсуждения на следующем этапе с указанием возможных инвесторов (не более 20 работ). Эти работы в следующем году будут допускаться непосредственно на этот этап. |
3. обсуждение совместно с возможными инвесторами (частные предприятия и государственные компании) | Специальные группы с участием: разработчика, экспертов (от диссертационных советов и отделений НАН РК и другие) | Оплата услуги экспертизы (20% от стоимости этапа) Оплата отвергнутых предложений по стоимости (80% от стоимости этапа) | Рекомендации и финансирование (15) отвергнутых работ по улучшению представления предложения. Они в следующем году будут рассматриваться начиная с этого этапа. Рекомендации по созданию действующего объекта или его модели (не более 5) |
4. обсуждение на уровне правительства о создании предприятия (не более 5 предложений | Научно технический совет при правительстве с участием: разработчика, эксперта и инвестора (руководителей регионов, в которых возможна реализация принятых предложений) | Оплата экспертизы на уровне 10% от стоимости этапа. Оплата отвергнутых (3) предложений (для дальнейшей работы над предложением) в объеме 90% от стоимости этапа | Рекомендации и финансирование (3) отвергнутых работ по улучшению представления предложения. Образование группы по созданию предприятия (не более 2), проектирование, строительство т.д. |
5. реализация принятого предложения (не более 2) | Создание объекта финансируется правительством | Стоимость оплаты разработчиков, (своего рода поощрение разработчиков) половина от стоимости этапа | Создание инновационного объекта. Поддержка разработчиков до появления прибыли от предприятия |
Комментарии к этапам для предложенной схемы отбора и финансирования технологических предложения
1. Этот этап стимулирует специалистов к участию в разработке технологических предложений и представляет собой обучение разработчиков технологии представления работ на конкурс и, в определенной степени, сохраняет участника в научной области. Обоснование отклонения работ могут присылаться в течении года (в связи с возможным большим объемом)
2. Этот этап обеспечивает подробное публичное рассмотрение предложения квалифицированными специалистами, в процессе, которого разработчик может «увидеть» свои недостатки. Этот этап может быть достаточно недружелюбным к разработчикам т.к. в науке присутствует принцип «презумпции виновности». Эксперты могут увидеть достоинства и более того, могут предложить свой вариант развития предложения (и в результате могут даже стать соавторами нового варианта). Этот этап обеспечивает определенное финансирование для развития предложения до уровня, требуемого в следующем этапе. Труд экспертов оплачивается на приемлемом уровне, что стимулирует участие эксперта для дальнейшего развития предложения.
3. Оплата отвергнутых предложений позволяет сохранить это предложение в «обойме» казахстанских инновационных разработок. Эксперт получает приличное вознаграждение за свой труд, что стимулирует его участие в экспертизе.
4. Этот этап позволяет оценить реализуемость предложения в приемлемые сроки при приемлемой стоимости реализации. Отвергнутые работы финансируются на уровне, позволяющем создание демонстрационной модели. Эксперт получает весьма ощутимое вознаграждение, что стимулирует его активное участие в развитии предложения (почти исключает желание стать соавтором). Примечание: разработчик получает вознаграждение только на «своем отвергнутом» этапе. Эксперт может получать вознаграждение на каждом этапе, в котором он участвует. (Это будет стимулировать его к доброжелательной и заинтересованной экспертизе рассматриваемого предложения)
5. Действующий объект обеспечивает получение разработчиком долговременного, весьма ощутимого по объему, дохода, от объекта, совладельцем которого он становится по определению. Это, образование богатых специалистов от инновационных разработок, будет мощнейшим стимулом для привлечения молодежи страны к инновации. С учетом достаточно длительного срока до начала поступления ощутимого дохода от принятого предложения, ученый получает приличное вознаграждение (уже после принятия решения Правительством о реализации предложения)
6. Государство «возвращает» свои вложенные средства через свою превалирующую долю в доходе предприятия, созданного по технологическому предложению. Можно быть уверенным, что при реальном ежегодном «создании» двух инновационных объектов, через определенное время, технологическая наука будет (в скрытой форме, через средства, накапливаемые у государства) само финансировать себя и даже возможно и остальные направления. В общем случае, по примерно такой схеме технологическая наука развивается во многих странах
Экспертная оценка уровня оплаты разработчиков технологических предложений и услуги экспертов на разных этапах рассмотрения
Допущения:
1. стоимость финансирования технологических предложений на рассматриваемый год – 1 миллиард тенге. Количество этапов – 4, в связи с этим стоимость каждого из этапов будет составлять 250 млн. тенге. (5 этап финансируется из другого источника)
2. Вознаграждение на 3 этапах выплачивается только для отвергнутых предложений
3. Авторы предложений, отвергнутых при экспертизе на первом этапе (80 из 100 рассмотренных разработок) получат оплату в размере примерно 1.25. млн тенге. Это позволит разработчику провести исследования, необходимые для прохождения на следующие этапы в будущем. Это позволит сохранить ученого (коллектив) для дальнейших научных исследований. Такая же сумма будет выплачена и за экспертизу.
4. Авторы 15 отвергнутых (на следующем этапе) предложений получат вознаграждение на уровне 11 млн тенге. Это позволит довести разработку к уровню, требуемому для участия в дальнейших этапах. Предложения, отвергнутые два года подряд на этом этапе, не допускаются к участию в конкурсе в последующие годы. Экспертиза оплачивается на уровне 5 млн тенге.
5. Авторы предложений, отвергнутых на этапе 3 получат вознаграждение на уровне 75 млн. тенге по каждому предложению, что позволит подготовить разработку к реализации на предприятии к следующему рассмотрению, т.к. ясно, что это привлекательное предложение. Экспертиза каждой из них – по 8 млн. тенге
6.На последнем этапе разработчики получают по 125 млн тенге. Это позволит разработчику «безбедно» дожидаться дохода от созданного предприятия. Оплата экспертизы отсутствует.
По предлагаемой схеме страна очень сильно стимулирует развитие инновационных предложений, обеспечивая адресное финансирование разработчика. Будет наблюдаться достаточно квалифицированная экспертиза рассматриваемых проектов. Страна каждый год будет «запускать» 2 новых инновационных объекта.