Джарболов Ш.И. , руководитель центра компетенции «АКЫЛ» (управленческий аспект). Структурный анализ организационной модели управления МЖД.

         Итак, в продолжение ранее опубликованной мною статьи «Демократия как тормоз при принятии решений в управлении многоквартирным домом»  и, выдвинутого мною тезиса:   «Управление от закона не зависит»  , приведу свои размышления относительно модели организационной структуры, используемой для управления МЖД ( КСК, ОСИ…  неважно).

Так как в законе о жилищных отношениях определено , что главным органом  в принятии решений является собрание жильцов (собственников) , то есть владельцев общедомового имущества пропорционально долям владения этим имуществом ,то наиболее близкой организационной структурой  управления МЖД является АО. Поэтому еще раз вернемся к сравнению организационной структуры управления МЖД с организационной структурой в акционерных обществах (АО).

Несмотря на формальную схожесть указанных структур ( жильцы-это акционеры, совет дома -аналог совета директоров) ,имеются существенные различия , которые требуют внимания и внесения корректив в методику контроля и управления жилищными комплексами. Еще..

   1).В АО акционеры участвуют  в  деятельности общества с целью получения прибыли на свои акции и нанимают  совет директоров для профессионального управления АО, а жильцы (собственники квартир), покупая свою недвижимость, прежде всего исходили из цели проживания в нем ( кроме отдельных случаев, когда целью ставится задача дальнейшая выгодная реализация этой недвижимости на рынке).

При этом, жильцы никак не предполагали , что им  в соответствии  жилищным законодательством будет необходимо участвовать в многочисленных  собраниях или принимать решения по содержанию и управлению своим имуществом!

2)Принятие решений -это (кроме отдельных простых случаев ) само по себе не простая задача, и необходимы  знания в тех областях,  которые требуются для принятия адекватных решений будь то финансовые вопросы, строительные, ремонтные  , инженерные сети и т.д. В то же время от своевременности и качества принимаемых решений зависит, в каком состоянии будет находиться жилищный комплекс.

3) Создание совета дома (СД) – это правильный тренд в организации эффективного управления домом. Но! СД зачастую выбираются стихийно . Без достаточно хорошего знания кандидатур ( хороший человек- еще не профессия). В тоже время хороший человек (имеется ввиду его порядочность -честность) является необходимым критерием при отборе кандидатов в СД . Но как это определить! Далее идут критерии компетенции, лидерства, активности и т.д.

4) Декларируемые процессы самоорганизации , ответственности за собственное жилье ,активности участия в собраниях  и т.д. ,конечно, важны но к настоящему времени они еще далекие от уровня образованности и сознания нашего общества! Ими надо заниматься  ,воспитывать эти качества , но ,видимо, это потребует еще много времени .

 5) Вышедший закон о жилищных отношениях оказался весьма сырым и еще больше осложнил жизнь собственников  жилья! Построенный ,в основном, на эмоциях и предположениях,  что ,  если для каждого дома надо открыть  отдельный счет , отдельное руководство домом ,причем,  из числа собственников дома ,   то это обеспечит прозрачность  и    улучшения контроля. Это весьма наивно предположение, хотя в простейших случаях некоторые улучшения могут быть.

 Но когда этот  «новый подход»  интерпретируется  как кардинальное улучшение и в прессе  озвучивается и на телевидении  многократно, то, господа хорошие, уже становится скучно слушать такие  мало доказательны утверждения!

Во -первых, — этот подход экономически не выдерживает никакой критики . По этой теме    были различные публикации.

 Во вторых, трудно подыскать такое огромное количество профессиональных управляющих! А обучение в течение нескольких недель специалистов -это больше похоже  на способ зарабатывания денег обучающими , чем на серьезную подготовку профессионалов. Безусловно, просвещать людей в этой области надо, но не для того чтобы они могли принимать взвешенные решения в силу особенностей, отмеченных в предыдущей статье.

В лучшем случае собственники должны быть более активными и знать  какую информацию надо требовать от СД , управляющих и сервисных компаний ( то есть ,в прямом смысле осуществлять контроль).

В третьих , для того чтобы достичь прозрачности в деятельности СД , УК и сервисных компаний необходимо требовать от них управленческой ( не  только  бухгалтерской!) отчетности по каждому дому , по которому производятся затраты!

В четвертых, СД должен избираться на испытательный срок не более чем на  один год, по результатам которого принимается решение об его эффективной работе , и соответствено о  размерах его материального вознаграждения или же произвести смену руководства дома.

В- пятых, желательно ввести институт независимых директоров ( как это принято в АО).

Независимый директор-  это почетная ( как правило, неоплачиваемая) должность, на которую  приглашаются люди из среды известных ученых , общественные деятели, представители общественного совета города , которым люди доверяют. Он должен  достаточно  хорошо разбираться в вопросах менеджмента .

Для содействия в указанных реформах желательно в регионах

создавать  центры знаний (компетенции) по вопросам ЖКХ.

Причем, в центры компетенции  должны объединять специалистов по целому ряду знаний, касающимся  вышеуказанных вопросов ( финансисты, юристы, инженеры по оборудованию -сантехника, электрика, информационные технологии и т.д.).

Центр компетенции может оказывать услуги по широкому спектру вопросов: начиная от консультаций  и подготовки специалистов до внедрения и сопровождения  эффективных технологий управления в жилых комплексах .

Эти предложения выдвигались  мною более пяти  лет назад !

В последнее  время  стали  появляться  «центры компетенции», но  обучение и консультации в этих центрах, в основном, связаны с организационными (административными) и юридическими вопросами менеджмента. Но  это только небольшая часть  вопросов управления!

Я в течении ряда лет продвигал идею организацию центра компетенции в Алматы.

 Об этом у меня был первый доклад при образовании общественного совета г. Алматы.

 В КазЦентре ЖКХ  я так же неоднократно развивал эту тему .

 Но частая смена первых руководителей этой организации не позволила осуществить реализацию идеи центра компетенции в полной мере.

Дело в том ,что процесс управления жилищным комплексом управление свели к административной деятельности управляющего и бухгалтера .

Но надо понимать, что это только небольшая часть вопросов управления!

И ,что интересно, предложили все  расходы разделить : 30% на управленческую деятельность и 70% на эксплуатационную!

 Опять без анализа и доказательства. Предложили и все!

Такие  подходы ни к чему хорошему не приведут.

Так как вопрос многоаспектный , то необходимо участие не только юристов, но и выслушать мнение профессионалов управленцев  , ученых , практиков в этой области знаний.

В следующих статьях я приведу ряд аналитических материалов и конструктивные подходы к решению вышеуказанных проблем.

Предыдущие статьи и дальнейшие материалы можно найти в журнале «Социальные технологии и управление». В интернете по  ссылке www.akyl.kz.