СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
И УПРАВЛЕНИЕ
Джарболов Ш.И. к.т.н. , академик МАИН РК.
Как известно, в соответствии с новым законом собственникам квартир предоставляются несколько вариантов управления МКД:
1) управление самими жильцами (ОСИ и СОВЕТ дома как управляющие органы)
2 ) с помощью наемных управляющих компаний (или управляющего), которые могут заключать договоры с сервисными ( обслуживающими ) организациями.
В законе и подзаконных актах расписаны функции управляющих и сервисных компаний.
В свое время, будучи приглашенным экспертом ( советником ) в КазЦентр ЖКХ, я впервые услышал о нововведении: создание объединения собственников имущества (ОСИ). Единственным обоснованием этого предложения было то, что выбранный из жильцов дома ( кондоминиума) председатель, которому доверяют, лучше знает жильцов и состояние дома и он будет эффективно управлять и прозрачно расходовать собранные деньги на обслуживание!
Других аргументов ( возможно, я не в курсе) я не знаю.
Никаких экономических расчетов не было приведено, не говоря уже о профессиональных требованиях к председателю (как известно, хороший человек -это еще не профессия!).
Я не думал тогда ,что ОСИ будет всерьез рассматриваться как новая эффективная структура для управления МКД и войдет в одно из обязательных требований в новом законе.
Да, в ряде стран существуют различного рода союзы собственников жилья .
Но ,во- первых, там другие законы , во-вторых ,другой менталитет людей и многое другое Об этом много говорилось до и после выхода закона ( КСК против ОСИ).
И еще надо подготовить сотни и тысячи председателей в короткое время и решить множество других вопросов ( разработка требований , программ обучения и т.д.
Далее выскажу следующее ( возможно, спорное) утверждение :
эффективные профессиональные технологии управления практически не зависят от организационой формы органа управления (ОСИ, ТОО,КПСКи т.д.)!
То есть, управление многоквартирным домом ( недвижимостью ) как объектом управления будь то здание , коммуникации и другое общедомовое имущество определяется даже не решением собрания жильцов, а стандартами (СНИПами) , выработанными теорией и практикой управления , способами экономического и финансового регулирования ,методами контроля и профессиональными знаниями тех ,кто стоит во главе управления , кто и какие решения они принимают , а также системностью организации всего этого .
А законы , подзаконные акты , налоговые требования, различного рода процедурные моменты и формы документов, выступают ,в основном ,как ограничительные требования к деятельности людей (жильцов) и принимаемых ими решений ( голосование , оформление и т.д.).
Конечно, на результат управления существенно влияет человеческий фактор. Известен ряд примеров , когда опытный хозяйственник добивается хороших результатов ,удовлетворяющих жильцов дома.
Но это означает следующее:
-принимаемые руководителем и согласованные с жильцами решения являются достаточно разумными;
— вписываются в рамки предполагаемого бюджета ;
-результаты финансово – хозяйственной деятельности прозрачны и открыты для жильцов. Тогда ,управление можно назвать достаточно близким к эффективному в данном случае.
К сожалению ,таких примеров не так много , но зато есть огромное количество жалоб и возмущений со стороны собственников квартир относительно деятельности КСК (десятки тысяч ежемесячно)!
Ранее , несколько лет назад , на различных конференциях я высказывал свои предложения по выходу из этой ситуации и представлял логические и аналитически обоснованные практические методы решения этой важной проблемы. Об этом я расскажу в других отдельных статьях журнала.